СП "Дорожный"

«Жазушы, қеңпейілдіүлкен адам»Б. Майлининің 120-жылдығына арналадытарихи-әдеби портрет«Писатель, человек большой души»к 120 летию  со дня рождения Б. Майлиналитературно- исторический портрет


Цель:  увлечь писательским творчеством, заинтересовать личностью Б. Майлина, воспитать чувства патриотизма к Родине.

Вед:
Сәлеметсіздер!
Здравствуйте! 
Тобол течет сквозь лето, 
 И солнце обнимает Беимбета. 
 Носил он гордо жизненную ношу, 
 Достойную великого поэта, 
 Его припомнив, тополь серебристый 
 Дыханьем ветерка качает листья. 
 Как будто бы вчера, сам Би-ага 
 Здесь отдыхал под кроною тенистой. 
 Я тоже рос в груди степи широкой 
 И с детства познавал ее уроки. 
 Не знал бы я величия степи, 
 Когда твои бы не читал я строки. 
 С твоим, ага, героем Мыркымбаем 
 В одном строю уверенно шагаем. 
 Потомки Раушан, Шугы, Жалбыра, 
 О светлой жизни мы стихи слагаем. 
 Ты ввысь взлетел — рукою не достать, 
 Такой полет лишь соколу под стать, 
 И словно Сокол, ты в гнездо родное 
 К нам возвратился, Би-ага, опять!

Кому посвящены эти строки?   (ответы студентов)
 Эти слова костанайского поэта Акылбека Шаяхмета посвящены известному казахскому писателю, нашему земляку Беимбету Майлину, в этом году ему отмечается 120 летие  со дня рождения. 
   Беимбет Жармагамбетович Майлин родился в 1894 году в Тарановском районе Кустанайской области в семье бедного скотовода. Лишившись отца в двухлетнем возрасте, будущий писатель воспитывался матерью-батрачкой, а с семи лет сам пас ягнят у бая. Много пришлось испытать маленькому пастушонку. К счастью, мальчика окружали добрые люди. Уже будучи известным писателем, Майлин с любовью вспоминал свою бабушку Байдас. Бабушка, мечтавшая о моей учёбе, любила поэзию и нередко говорила: «Дитя моё, в твоё отсутствие сочинила песенку». Мальчик рос любознательным. Несмотря на нужду, в 1910 году бабушка отдала внука на два года в аульное медресе, затем он учился в Троицке, в школе Уазифа. В  медресе Галии в городе Уфе он учился со своими сверстниками – казахами. Учащиеся изучали религиозные предметы, зубрили назидания, хадисы Корана, а Беимбет нашел еще время для изучения русского языка. При медресе существовала четырехклассная русская школа. Беимбет охотно посещал ее. И вскоре начал читать в подлиннике произведения русских классиков Л. Толстого, Н. Гоголя, А. Чехова, М. Горького и В. Короленко. Особенно увлекся творчеством Чехова.  Первые стихи и рассказы Б.Майлина появились именно в эти годы в рукописном журнале «Лук», издаваемом студентами медресе. Тогда же он посылает свои произведения в демократический журнал «Айкап» и в газеты, издаваемые в Казани, Ташкенте, Оренбурге. 
Проза Майлина.
 Первое произведение Беимбета «Памятник Шуге», опубликованное в журнале «Садак», признали весьма удачным, в нём  проявился талант психолога и певца родной земли. «Памятник Шуги» - взволнованное повествование о трагической судьбе юных влюбленных. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» -с трогательной прямотой восклицал суровый Шекспир.  «Тот курган!… Ах, Шуга, Шуга!»-с сердечной болью повествует и Майлин. «Памятник Шуги» (1913)-одна из лучших повестей Б. Майлина, где проявился его талант психолога и певца родной земли.
       «Памятник Шуги» - взволнованное повествование о трагической судьбе юных влюбленных. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» - с трогательной прямотой восклицал сам суровый Шекспир.  «Тот курган!… Ах, Шуга, Шуга!» - с сердечной болью повествует и Майлин. Большую симпатию вызывают образы Шуги и Абдрахмана. Повествование ведётся от аульного джигита свидетеля трагических событий , происшедших в его молодые годы. Он знал героев, проезжая мимо памятника Шуги рассказывает  трагическую историю. Бедный джиги учитель  Абдрахман влюбился в красивую девушку Шугу, хотел жениться, но не было калыма, передал ей письмо о своей любви.(отрывок из поэмы, письмо-стих). Шуга прочла письмо, её лицо сияло от радости. Вскоре они признались в любви друг к другу.  Джигит уехал в другой аул, а молва стала шушукаться, что молодые хотят убежать, это позор для семьи. Им запретили встречаться, Абдрахман написал письмо возлюбленной. (зачитать). Его забрали в волость, а красавица стала чахнуть, тоска извела её. Когда учителя отпустили, он подъехал к юрте Шуги, увидел толпу ему сообщили о её смерти. Предсмертное письмо девушки. Вот и возвышается курган в память о светлой любви.     Писатель тонко раскрывает духовный мир этих молодых, красивых людей, которые не могут жить без любви и справедливости, без чувства человеческого достоинства.  Он смог передать светлый мир чувств, поэзию юности?  Передать ту весну, то росистое утро, изумруд зелени, ядреный воздух, когда птицы исходят радостью от восходящего солнца? И, кажется, только счастье ждёт тебя, и вдруг -накатываются тёмные тучи, закрывают горизонт, ты задыхаешься, ядовитый туман забирается в лёгкие, в каждую клеточку, ты изнемогаешь…  Под напором грубой, злобной силы гибнет Шуга, ввергнут в пучину горя Абдрахман. Как Ромео и Джульетта, Тулеген и Жибек, Козы и Боян, список пополняется еще одной -Шугой. Молодой писатель с таким проникновением описал светлый мир своих героев, их незамутненное чувство, что целые поколения читателей воспринимали образ Шуги как символ чистоты и верности.
          Повесть «Коммунистка Раушан», раскрывает быт женщин, домохозяек. Доброй, пытливой Раушан, как и Культай, хочется найти свое место в жизни, они обе тянутся к свету. Разговоры о счастье заставляют трепетать их сердца. Они напряженно вслушиваются в мир звуков, в голос времени. И кажется им, что это звучит их голос, волнуются их исстрадавшиеся сердца. Многое теперь им видеться по-другому. Прекрасна весенняя благоухающая степь: алые маки и тюльпаны усеяли поля, а небо такое синее -синее. Впервые в жизни Раушан так радостно воспринимает весеннюю степь. Эти образы- широкое социально-психологическое обобщение значительной части женщин 20-30-х годов.  Кисть писателя разнообразна и пластична: то эпически повествовательный тон, то лирически взволнованный, но всегда реалистически выдержанный. Майлин известен как мастер красочной, точной детали. Возьмем, к примеру, образ Бекена, мужа Раушан (повесть «Коммунистка Раушан». Нерешительный, легко поддающийся внушениям, он как бы подчеркивает деятельную, активную натуру жены. Пришли другие времена, меняется мир, изменяются представления, быт людей, но Бекен живет старой моралью. Домостроевские устои гласили: «В доме муж все, жена- ничто». И Бекен, уступающий Раушан и волей, и умом, командует в семье, желает вместо нее управлять волостью. Подстрекательства богатый соседей придают ему еще больше спеси. Забрав печать у жены, он начинает ставить ее, как попало, показывая, что муж-первое лицо на селе, за что потом тяжело расплачивается. Сквозь тревогу и боль у писателя часто высвечивается мягкий юмор, придающий его произведениям особую привлекательность. Описывается ли вечерний аул или сплетничающие кумушки, всегда находятся смешные детали, которые заставляют искренно улыбаться, узнавать что-то знакомое, близкое. 
Поэзия  Майлина.
  К сожалению, творческая радость юноши была омрачена его болезнью. Беимбету, проучившемуся полтора года, пришлось лечиться в Троицке. По счастливому стечению обстоятельств он здесь встретился с редактором журнала «Айкап» Мухамеджаном Сералиным, а также работавшим в издании Султанмахмутом Торайгыровым, впоследствии ставшим одним из виднейших казахских писателей. Встреча с профессиональными литераторами еще больше усилила тяготение Беимбета к литературе. Из Троицка Майлин возвратился в родной аул, где стал учить казахских детей. В свободное время активно занимался творчеством. Его произведения, рассказывающие об аульной жизни, публикуются в этот период во многих газетах и журнала
   Первый поэтический сборник Б.Майлина вышел в 1923 году. Долгие годы он работал в редакциях областных и республиканских газет, в издательстве художественной литературы, главным редактором литературной газеты «Казахская литература».  При жизни Б.Майлина было издано более сорока его книг. В 1960-1964гг. на казахском языке издано собрание сочинений писателя в 6-ти томах.стихах проявляется сатирическое и юмористическое дарование Б.Майлина. Поэт высмеивает показное благочестие знати, сочувствует бедноте («Приметы правоверных», «Нужда», «Богатству» и др.).  Б.Майлин, как и большинство его современников, жил интересами времени. Понимание литературы как голоса народа, как его заступника было для писателя неоспоримо. Ещё на заре своей поэтической юности поэт написал целый цикл стихов где сатирически, остроумно высмеял псевдопатриотизм «политических деятелей», восхваляющих свои примитивные программы, не имеющие ничего общего с законами и потребностями общественного развития и нуждами народа. Самые «болевые» вопросы 20-30-х гг. получили своё художественное воплощение в творчестве писателя. Появление первых тракторов, машин, поездов, организация колхозов, строительство заводов и фабрик, равноправные взаимоотношения между людьми запечатлены автором как доселе невиданное чудо, потрясшее воображение. В стихотворениях «Аул цветёт - мы цветём», «С праздником» поэт славит труд, обновление и, что особенно важно, утверждает единство всех людей республики, первооснову аула, земли-колыбели и кормилицы. Новые веяния в ауле им воспринимаются как предвестники всеобщего счастья и изобилия.
           Б.Майлин создал галерею ярких художественных образов, отражающих судьбу простых людей своего поколения. Среди его поэтических героев наиболее известен Маркымбай, имя, которого стало популярным в народе. Образ Маркымбая- это образ человека из народных низов. Устремления и судьба Маркымбая были близки самому автору. Он и Маркымбай как бы вместе шагают по жизни и вместе переживают обновление -социальное и психологическое. Маркымбай меняется вместе с родным аулом; покорность мира сего, первый протест, осознание своих прав, столкновение с «темным царством», освобождение от социальных пут -вот история бедняка-крестьянина, прослеживаемая поэтом в течение 12 лет. Мыркымбаю посвящен целый цикл поэм состояящий из 20 стихотворений и двух поэм). В первой поэме «Маркымбай» (1922) поэт показывает, как у его героя зреет протест против несправедливости. Последней каплей, переполнившей чашу его терпения, явилось решение аульного старосты. Маркымбай уверен, что он прав, и поэтому на просьбы испуганного отца извиниться перед старостой отвечает решительным отказом. Различные жизненные ситуации, в которых попадает Маркымбай- вначале покорное подневольное житие, глухое недовольство, открытый протест. Затем чувство хозяина на своей земле и т. д. - все это позволяет писателю проследить становление новой личности . Сталкивается ли Мыркымбай со старостой или муллой, участвует ли в пределе пастбищ богачей, трудится ли на своем клочке земли, садится ли за Руль трактора- мы видим человека из самой гущи народа, наделенного острым умом, настойчивого и трудолюбивого. 
                В стихотворении «Но, мой пегий конек!» (1924)  Маркымбай насмехается над уходящей в прошлое стариной. Образная система этого стихотворения подчёркивает специфику «крестьянского» мышления героя. Да и само название стихотворения звучит буднично, по-крестьянски. Крестьянин работает в поле, за плугом и обращается к коню: «Но, пегий мой конек, смотри какой денек!» Весенний день год кормит, и не след ему, труженику и кормильцу, в такой погожий день прохлаждаться, как делают те, кто участвует в пустых празднествах. Здравый ум человека из народа подсказывает ему, что труд облагораживает, один день работы кормит год.
Радостно, почти торжественно звучит стихотворение «Дай руку, Мыркымбай»(1926). Поэт и герой присутствуют на празднике труда и видят плоды своих рук. В стихотворении звучит не только радость, но и призыв к свершениям. Труд для поэта - высшее мерило достоинства человека, ибо только труд создает  богатства земные, материальные, духовные. «Доля счастливая твоя,» «путь к солнцу» определяются только трудом, порядочностью и на этом пути авторское выражение «Руку дай на вечно, друг мой Мыркымбай!» звучит как клятва верности. 
Само имя главного героя Мыркымбай – по смыслу и звучанию напоминает Иванушку – дурачка, но мы знаем, что этот герой русских сказок вовсе не дурачок, а наоборот, смелый, честный, отважный парень. Мыркымбай отличается естественностью и типичностью. В лице Мыркымбая, как в зеркале, отразились изменения в миропонимании аульных бедняков. В него поверили, как в реально существующего человека, который может прийти на помощь в трудную минуту. Так, позднее, уже в годы Великой Отечественной войны, широчайшие круги читателей поверили в Теркина.  Мыркымбай- собирательный образ,  Поэт любит своего героя. Сердечно, с доброй улыбкой и мягким юмором рассказывает он о его делах. 
Исторический портрет Б.Майлина.
 В 1938 году жизнь Беимбета Майлина, полная литературных замыслов, самоотверженного труда, оборвалась на творческом взлете. Арест по обвинению в контрреволюционной, буржуазно-националистической, повстанческо-террористической деятельности, истязания на допросах и определение военной коллегии Верховного Суда СССР от 26 февраля, приговорившей Беимбета Майлина к расстрелу с немедленным исполнением приговора. Лишь в 1957 году определением Верховного Суда СССР от 16 апреля Беимбет Майлин был реабилитирован, приговор отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления. Активная творческая деятельность Беимбета Майлина принесла ему заслуженную славу. Почти весь творческий потенциал писатель отдал служению новым идеалам, искренне веря, что наступит светлое будущее. Но, как и многие люди своего поколения, попал под молох сталинских репрессий, став жертвой беззакония.  Доброе имя Беимбета Майлина было восстановлено в 1957 гoдy после реабилитации. Его книги вернулись к читателям и снова радуют их сердца..   Можно только поражаться творческой работоспособности Беимбета Майлина, в период 1923–1937 гг. выпустившего 55 книг. Прожив всего 43 года, он успел написать несколько романов, 10 повестей, 15 поэм, много стихов, очерков, фельетонов, 20 пьес, либретто и сценариев. 
    «Реализм и профессионализм в нашей прозе в подлинном смысле этих слов более чем кем-либо с другим связаны с именем Майлина. Это он был нашим первым прозаиком-художником — и как непревзойденный рассказчик, и как мастер крупной формы в прозе», — так отозвался Габит Мусрепов о большом мастере художественного слова. Имя писателя, его творчество вернулись к людям. Казахское народное изречение «Ай-ортак, кун-ортак, жаксы-ортак» гласит, что «луна, солнце и прекрасный человек принадлежат всем». Замечательный писатель, человек большой души Беимбет  Майлин навсегда принадлежит народу.
До свидания!
Сау болыңыздар!


                                 


Список использованной литературы:

1. О Мыркымбае, прогнавшем баев [Текст] : повести и рассказы / Б. Майлин ; пер. Г. Бельгера, Ю. Домбровского. - Алма-Ата, 1958. - 96 с.
2. Памятник Шуге [Текст] : рассказы / Б. Майлин ; пер. Г. Бельгера, Ю. Домбровского. – Астана, 2003. - 88 с.
3. Повести и рассказы [Текст] / Б. Майлин ; пер. с каз. М. Юфит. - Алма-Ата, 1958. - 515 с.

Литература Бейимбете Майлине:

1. Дьячков, И. Актюбе – родина талантов [Текст] / И. Дьячков // Славные патриоты моей Родины / И. Дьячков. - Костанай, 2009. - С. 119-148.
2. Майлин Беимбет [Текст] // Литература Казахстана : энцикл. слов. / гл. ред. К. Т. Байгабулова ; худож. ред. Е. В. Козлова. - Алматы, 2010. - С. 327-328. 
3. Назарова, О. В. Майлин Беимбет [Текст] / О. В. Назарова, В. В. Литвиненко // Казахская литература : учеб.-хрестоматия / О. В. Назарова, В. В. Литвиненко. - Астана, 2007. - Ч. I. - С. 392. 
                                                      Статьи:
1. Сергазинова, Александра. Чёрные уроки тоталитаризма [Текст] / Алек-сандра Сергазинова // Юридическая газета. - 2009. - 2 июня. - С. 5. 
3. Бельгер, Г. О жизни и деяниях Би-Ага [Текст] : публицистика / Г. Бельгер // Простор. - 2004. - № 11. - С. 176-186.
4. Бельгер, Г. О жизни и деяниях Би-ага [Текст] / Г. Бельгер // Казахстан-ская правда. - 2004. - 22 мая. - С. 4.


Комментариев нет:

Отправить комментарий