СП "Строительный"

«Менің тағдырым сенімен ұштасқан.
Я душой связан с тобой»
әдеби кеш
(к 120-летию со дня рождения Беимбета Майлина)

Слайд 1:
Ведущий 1: Сәлеметсіздер,  құрметті қонақтар! 
Бүгінгі іс-шарамыз жазушы, қазақ әдебиетінің негізін салушылардың бірі Б. Майлинге арналған.
Слайд 2:
Ұлттық әдебиетіміздің баршаға белгілі ізашарларының бірі Бейімбет Майлиннің көркем сөз бен көсем сөздегі көрнекті де көлемді мұрасы-халқымыздың рухани саладағы аса елеулі қазынасы. 
Бейімбет  тұнғиық екен!
Бейімбет жұмбақ екен!
Бейімбетті әлі де дұрыс тани алмай жүр екенбіз....
Слайд 3:

Ведущий 2:
Тобол течет сквозь лето, 
И солнце обнимает Беимбета. 
Носил он гордо жизненную ношу, 
Достойную великого поэта, 
Его припомнив, тополь серебристый 
Дыханьем ветерка качает листья. 
Как будто бы вчера, сам Би-ага 
Здесь отдыхал под кроною тенистой. 
Я тоже рос в груди степи широкой 
И с детства познавал ее уроки. 
Не знал бы я величия степи, 
Когда твои бы не читал я строки. 
С твоим, ага, героем Мыркымбаем 
В одном строю уверенно шагаем. 
Потомки Раушан, Шугы, Жалбыра, 
О светлой жизни мы стихи слагаем. 
Ты ввысь взлетел — рукою не достать, 
Такой полет лишь соколу под стать, 
И словно Сокол, ты в гнездо родное 
К нам возвратился, Би-ага, опять!

Эти слова костанайского поэта Акылбека Шаяхмета посвящены известному казахскому писателю, нашему земляку Беимбету Майлину. 

Ведущий 1:
Беимбет Майлин родился в 1894 году в Дамбарской волости Кустанайского уезда Тургайской области, в урочище Актюбе (ныне село имени Беимбета Майлина Тарановского района Костанайской области). 
Еще ребенком Беимбет лишился родителей и рос у бабушки Бойдае. Трудолюбивая, острая на язык женщина знала множество стихов, сама их складывала и передала внуку свою любовь к поэзии. Ее заветной мечтой было, несмотря на бедность, дать образование мальчику. И бабушка исполнилу свою мечту. Беимбет обучался вначале в медресе, затем в школе «Уазифа» в Троицке, а впоследствии страстное желание продолжать ученье привело Майлина в Уфу в медресе «Галия», считавшееся высшим учебным заведением для служителей ислама. В отличие от других учеников Беимбет старается чтением пополнить свои знания. При медресе тогда существовала русская четырехклассная школа, и Беимбет, как в свое время великий поэт Абай, посещает эту школу и овладевает русской грамотой. Так он получает возможность читать на русском языке произведения И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и другие. Особенно сильное впечатление произвели на него рассказы Чехова, умение писателя коротко и емко сказать в небольшом рассказе о многом.
 Слайд 4:
Из-за пошатнувшегося здоровья и нехватки средств на продолжение учебы Беимбет, оставив медресе, уехал лечиться в Троицк. Еще во время учебы он познакомился с передовыми представителями татарской и башкирской литературы Галимджаном Ибрагимовым, Мажитом Гафури, Сайфи Кудашем. А в Троицке судьба свела Майлина с редактором журнала «Айкап». Встреча с профессиональными литераторами – Мухамеджаном Сералиным и журналистом, поэтом Султанмахмутом Торайгыровым, еще больше усилила тяготение Беимбета к литературным занятиям. 
Но было у него еще одно большое желание. Учить детей было в то время долгом и делом чести для молодой казахской интеллигенции. И вернувшись в родной аул, БеимбетМайлин стал учителем, осуществив давнишнюю мечту юноши-батрака. Учить детей, помогать им получить образование он считал своим священным долгом. В 1923-1925 годах являлся сотрудником, редактором Кустанайской губернской газеты «Еңбекші қазақ». В 1928-1932 годах работал литературным сотрудником, редактором газеты «Ауыл тілі», в 1932-1934 годах – заведующим отделом, редактором газеты «Социалистік Қазақстан», в 1934-1937 годах – редактором газеты «Қазақ әдебиеті». В 1926 году вступил в Компартию.    
А в 1938 году жизнь Беимбета Майлина, полная литературных замыслов, самоотверженного труда, оборвалась на творческом взлете. Арест по обвинению в контрреволюционной, буржуазно-националистической, повстанческо-террористической деятельности, истязания на допросах и определение военной коллегии Верховного Суда СССР от 26 февраля, приговорившей Беимбета Майлина к расстрелу с немедленным исполнением приговора. Лишь в 1957 году определением Верховного Суда СССР от 16 апреля Беимбет Майлин был реабилитирован, приговор отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления. 
Ведущий 2:
В 1928-1932 годах работал литературным сотрудником, редактором газеты «Ауыл тілі», в 1932-1934 годах – заведующим отделом, редактором газеты «Социалистік Қазақстан», в 1934-1937 годах – редактором газеты «Қазақ әдебиеті». В 1926 году вступил в Компартию.    
А в 1938 году жизнь Беимбета Майлина, полная литературных замыслов, самоотверженного труда, оборвалась на творческом взлете. Арест по обвинению в контрреволюционной, буржуазно-националистической, повстанческо-террористической деятельности, истязания на допросах и определение военной коллегии Верховного Суда СССР от 26 февраля, приговорившей Беимбета Майлина к расстрелу с немедленным исполнением приговора. Лишь в 1957 году определением Верховного Суда СССР от 16 апреля Беимбет Майлин был реабилитирован, приговор отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления. 
(Демонстрация документального фильма «Семейный фотоальбом»)

Ведущий 1:
В Долинском музее памяти жертв политических репрессий установлена фотогалерея выдающихся заключенных Карлага. На стенде можно увидеть и снимок жены казахстанского писателя Беимбета Майлина Кульжамал. Она была арестована в 1938 году сразу после расстрела мужа, приговорена к 8 годам содержания в ИТЛ. Ее направили в Карлаг, она отбывала свой срок на лагерном
направили в Карлаг, она отбывала свой срок на лагерном отделении Батык, где работала чабаном. Ее  дочь Разия в годы Великой Отечественной войны трудилась на Карагандинском мясокомбинате, к ней все относились с большим почтением. Когда она шла по территории предприятия, люди говорили друг другу: Вон дочь писателя Майлина идет ... Все казахстанцы в то время хорошо знали имя Майлина как автора сценария фильма «Амангельды». 
В годы войны в Караганде можно было увидеть афиши, извещавшие о показе этой картины – первого звукового игрового фильма казахского кино. Тогда еще никто не знал, что отец Разин Беимбет Майлин расстрелян, а мать брошена за колючую проволоку Карлага. Они встретились в степи, в местности Купко, недалеко от станции Жарык, - жена и дочь репрессированного писателя. У костра по вечерам вспоминали Беимбета, его большую любовь к людям, Казахстану. Как можно было сделать Майлина контрреволюционером-националистом, если в своем творчестве он придерживался принципов интернационализма, а его герои всегда исповедовали идеи дружбы народов, взаимопомощи и взаимопонимания? Сам Майлин был воплощением братского интернационализма, не раз говорил родным, что «с русскими ребятами дружить надо, быстрей на ноги республику поставим...». Почти месяц Разия жила вместе с осужденными женщинами, помогала им пасти овец. Мать рассказала ей о таком случае. Однажды, испугавшись волков, ее отара затерялась где-то в степи. Сколько ни искала овец Кульжамал, не смогла найти. А тут, как назло, разыгралась метель... В поисках овец Кульжамал забрела в контору совхоза имени Кирова. Директор хозяйства, узнав, что Кульжамал – жена писателя Беимбета Майлина, сразу организовал бригаду поисковиков, чтобы разыскать пропавших овец. А Кульжамал он сказал: - Нечего тебе киснуть! Если не найдем отару, тебя в обиду не дадим. Соберем с каждого дома по барану, восстановим твое стадо... 
Тогда энкавэдэшники зверски расправлялись с заключенными за каждую пропавшую овцу. Был даже случай, когда на откормочной площадке, не досчитавшись необходимых баранов, лейтенант НКВД застрелил на месте двух заключенных-скотоводов, ухаживавших за животными. И ему начальство объявило благодарность! К счастью, джигиты аула, оседлав лошадей, вскоре нашли в заснеженной степи жмущихся друг к другу овец, вернули их Майлиной. Из лагеря Кульжамал освободили в 1945 году. Она долгое время жила в Караганде в глинобитной хибарке с одним окном. С ней находились сыновья Мереке, Едил, дочь Гульсим – сестра Разин ... Чтобы заработать на жизнь, Кульжамал стирала одежду шахтерам, мыла полы в административных зданиях угольных предприятий. Вскоре ее реабилитировали, вернули квартиру в Алма-Ате. Ее пригласил в гости Мухтар Ауэзов, угощал чаем, расспрашивал о жизни в Карлаге. Кульжамал пожаловалась, что ее дочь Гульсим, имея золотую медаль, никак не может поступить в институт. Ее всюду продолжают считать дочерью «врага народа» и не принимают. Мухтар Ауэзов заступился за девушку, имя которой дал в свое время на большом тое Сакен Сейфуллин. И вскоре ее зачислили в мединститут. Училась она только на «отлично», получила красный диплом. 
После окончания вуза Гульсим, или, как ее еще называли, Галя работала в первой горбольнице в Алма-Ате. У нее была хорошая семья, двое детей - дочь Шуга и сын Арман. Своего внука она назвала Беимбетом, в честь отца. Встретившись в Ленинграде после первого съезда советских писателей, трое друзей (Майлин, Каратаев, Сейфуллин) разговорились о судьбе казахской литературы. Майлин под впечатлением от доклада Максима Горького с восторгом говорил о будущем литературы Казахстана как о продвижении вперед великого кочевья, у которого не будет жатаков (бедняков). - Хочешь сказать, что малых литератур не будет? - спросил полушутя Сакен. Майлин уверенно ответил: - Малые литературы по количеству писателей и произведений, конечно, будут, но отсталых не должно быть. Однако его в 1937 году арестовывают вместе с поэтом Ильясом Джансугуровым как пособника и ближайшего соратника «националиста-контрреволюционера» Сакена Сейфуллина, долго держат в алма-атинской тюрьме, добиваясь зверскими пытками признаний в заговоре против Советской власти, против Сталина, в антисоветской пропаганде и агитации. Тюремный врач Русина, обслуживавшая узников НКВД С. Сейфуллина, Б. Майлина, И. Джансугурова, писала в июне 1955 года в комиссию КГБ Казахской ССР по вопросам реабилитации: «Я неоднократно оказывала медицинскую помощь арестованным, возвращавшимся с допроса следователей. У некоторых подследственных обнаруживались явные следы побоев - синяки, ссадины, а некоторые получали медицинскую помощь в связи с резким нервным расстройством». Майлина, как и его друзей, довольно часто избивал помощник оперуполномоченного Александр Зернов, по кличке Сашка-Колун. Был он крепкого телосложения, хорошо владел приемами профессионального бокса. Одним ударом он сбивал с ног заключенного, затем поднимал его и лупил по лицу, как по боксерской груше, до тех пор, пока тот не «расколется», то есть пока не даст согласия подписать надуманные чекистами показания. 
Так возникло и дело Майлина о том, что он является членом так называемой «сейфуллинской» националистической группировки, ее идеологом и пропагандистом. «Контра, враг, антисоветчик» - к этим словам Майлин привык и уже не опровергал их, как в первые дни ареста. Когда Кульжамал увидела его на свидании в тюрьме, то не смогла сдержать слез. Его бровь была рассечена, нос опух и посинел от ударов, на костюме были видны следы запекшейся крови. Его глаза были полны печали и страха, пальцы рук дрожали. Она перестала плакать, ей захотелось крикнуть: «Будьте вы прокляты, сталинские палачи!» Но тут вошел тюремщик и сказал: - Свидание окончено. И включил радиоприемник, стоящий на подоконнике. В темную комнату свиданий ворвалось танго... «Танго смерти!» - почему-то подумалось Кульжамал, и она опять зарыдала. И тут Беимбет заговорил: - Не плачь! Писатели никогда не умирают, слушай, это звучит танго жизни. «Танго... Танцуем танго...». Как это было давно, как это было недавно - признание в любви Беимбета, танцплощадка в парке, слабые желтые огни вдоль деревьев. Они танцуют танго, нежно касаясь друг друга щеками. Так бы всю жизнь! Но танго любви Беимбета неожиданно и навсегда умолкло в 1938 году. Первое после его ареста свидание с Кульжамал в алма-атинской тюрьме оказалось последним. Больше они никогда не встретятся, не увидятся, не обнимут друг друга. Только в глазах своих дочерей Кульжамал будет находить искры любви Беимбета Майлина. Искры его жизни - они не погасли и не погаснут. Пока жив род Майлиных, пока люди читают его книги...
Слайд 5:
Имя писателя, его творчество вернулись к людям. Казахское народное изречение «Ай-ортак, кун-ортак, жаксы-ортак» гласит, что «луна, солнце и прекрасный человек принадлежат всем». 
Слайд 6:
Замечательный писатель, человек большой души БеимбетМайлин навсегда принадлежит народу.
Ведущий 2:
1923-1925 ж. Қостанайда  шығып тұрған «Ауыл» газетінде істейді.  
Біздің Қостанай гүберниясында баспасөз майданында қазақ тілінде ешбір газет болған емес. Газеттің тұнғыш нөмірінде Бейімбеттің  «Гүлденсе ауыл -гүлденеміз  бәріміз» деген өлеңі жарияланды.
 «Гүлденсе ауыл- гүлденеміз  бәріміз,
Ауыл- дене, біз -қозғалтар жанымыз.
Кел, енбекші, теңдік туын қолға ұстап,
Келгенінше тырысайық әліміз!»...деп толғанды.
Бірінші атауы «Ауыл», екінші «Социалды ауыл», «Большевиктік жол», «Коммунизм жолы», «Коммунизм таңы», қәзір  «Қостанай таңы» деген атауымен шығады.

Ведущий 1:
 «Битва займется — меня там ищите!» — так определил цель своей жизни БеимбетМайлин в одном из стихотворений.
Классик национальной литературы, Майлин внес заметный вклад в становление почти всех ее жанров.
Слайд 7:
Творческий путь БеимбетаМайлина начинался с создания поэтических произведений — первым стихотворением, опубликованным в периодической печати были «Думы» (журнал «Айқап», 1914, № 12). В стихотворениях «Черты мусульманина» (1912), «Нужда» (1913), «Скот» (1914), «Богатство» (1915), «Летний вечер» (1915) Майлин описывал свои раздумья о жизни, несправедливости, тяжёлой доле трудящегося народа.
Событиям национально-освободительного восстания 1916 года посвящено стихотворение «Кровавый туман» (1916). Возлагая надежды на Февральскую революцию, написал стихотворения «В степи» (1917), «Казаху» (1917). Одним из первых казахских писателей отозвался на смерть В. И. Ленина стихотворением «Не рыдай, не плачь» (1924), ему также посвящено стихотворение «Ленин» (1925).
Героем многих стихов, поэм, рассказов Майлина является в прошлом забитый бедняк, ставший строителем новой жизни, например, герой его лирики Мыркымбай в стихотворениях «Мыркымбай» (1922), «Досада бедняка» (1923), «Дай руку, Мыркымбай» (1926), «Эй, Мыркымбай» (1928) и других. 
Коренные перемены в жизни степи, колхозный аул, коллективизация отражены в стихотворениях «Новая песня аула» (1929), «Песня коллектива» (1930), «День настал» (1930), «Пробуждённая степь» (1930).
БеимбетМайлин является автором более десяти поэм. Первый сборник поэм Майлина был издан в 1936 году под названием «Маржан». Среди написанных поэм: «Байская дочка» (1917), «Девушка Разия» (1919), «Беглянка» (1921), «Маржан» (1923), посвящённые трагической судьбе девушки-казашки в дореволюционном ауле, «Канай» (1928), «Сагындык» (1927), «Сказка старухи» (1927), описывающие Гражданскую войну и установление Советской власти в Казахстане. 
Майлин внёс большой вклад и в развитие в Казахстане жанра прозы, особенно рассказа. Первый его рассказ «Быль» был опубликован в журнале «Айқап» (1915, № 10). Среди написанных рассказов: «Восемьдесят рублей» (1918), «Равноправие бедняка» (1923), «Айранбай» (1924), «Буланый иноходец» (1924), «Оправданный труд» (1928), «Рыжая полосатая шуба» (1928), «Письмо Шапая» (1928), «Председатель колхоза Камиля» (1930), «Чёрное ведро» (1930), «Улбосын» (1930), «Мукыш, сын Арыстанбая» (1930) и другие. 
Майлин известен также как талантливый очеркист и фельетонист. В сборнике очерков «На стройках гигантов» (1934) он отразил напряжённую жизнь советских людей в годы индустриализации, в сборнике фельетонов «Вырезки» (1924) он боролся с пережитками прошлого в сознании людей.[1]
Наиболее известной из всех его произведений является его первая повесть «Памятник Шуги», написанная в 1915 году, переработанная и вышедшая в1922 году. В ней Майлин реалистично описал судьбу казахской девушки, вынужденной подчиниться обычаям.(буктрейлер Памятник Шуге). В дальнейшем в своих повестях Майлин неоднократно возвращался к проблеме равноправия женщины (повести «Коммунистка Раушан» 1923 года, «Берен» 1935 года). В повестях «Рассказ Амиржана» (1932), «Пятнадцать дворов» (1933), «Натоку» (1933) описана борьба за установление Советской власти в Казахстане, колхозное строительство. 
Социалистические изменения показаны также в романе «Азамат Азаматович» (1935), который являлся первой частью задуманной трилогии, в 1935 году роман был переведён на русский язык под названием «Дочь казаха». Другие романы Майлина («Красный флаг», «Соседи», «Схватка») не сохранились, отрывки из них печатались в журнале «Әдебиет майданы» в 1932-1936 годах. 
Майлин внёс также большой вклад в разработку и развитие в Казахстане различных жанров драматургии, им были написаны пьесы «Мулла Шаншар» (1916), «Обручение» (1926), «Протокол» (1929), Амангельды (1930, совместно с Г. Мусреповым), «Порядки Талтанбая» (1930), «Фронт» (1933), «Невестка и свекровь» (1934), «Жалбыр» (1935), «Наши джигиты» (1936) и другие.

Слайд 8:
Ведущий 3:
На благодатной Тарановской земле создан историко-краеведческий музей, который носит имя земляка, писателя, поэта и драматурга Беимбета Майлина.
Слайд 9:
  Он создавался и открывался энтузиастами-краеведами под руководством руководителей района, которые старались сохранить то прекрасное прошлое и настоящее для будущих поколений!
Слайд 10:
И сегодня мы предлагаем Вам совершить виртуальную экскурсию по музею Беимбета Майлина!
(Демонстрация видеоролика «Экскурсия в Тарановский историко-краеведческий музей имени Беимбета Майлина)
Слайд 11:
Дорогие ребята! На слайде вы видите памятник Беимбету Майлину на Родине поэта, а кто мне ответит, есть ли в нашем городе Костанае памятник Беимбету Майлину?... И где он находится?..
Слайд 12:
Для жителей Костаная мы провели информ-опрос «Беимбет Майлин – гордость национальной литературы и наш прославленный земляк» и подготовили видеоролик, который и представлдяем Вашему вниманию!
Целью нашего информ-опроса было выявить, как наши жители Костаная знают историю родного города, имена наших прославленных земляков. Выяснилось, что большая часть опрошенных знакомо с творчеством и жизнедеятельностью Беимбета Майлина. 
Видеоролик мы посвятили 120-летию со дня рождения нашего земляка и 20-летию памятника Беимбету майлину на привокзальной площади.
Горожанам мы вручали буклеты, закладки и памятки с информацией о Беимбете Майлине – биографией, творческой деятельностью, о памятнике, о Тарановском историко-краеведческом музее имени Беимбета Майлина на двух языках: государственным и русском. Методические пособия приготовлены сотрудниками нашей библиотеки.
(Демонстрация видеоролика информ-опрос «Беимбет Майлин –
 гордость национальной литературы и наш прославленный земляк»)
Слайд 13:
Разговор с памятником
Беимбета Майлина

Костанай. Привокзальная площадь.
Пьедестал, наверху Беймбет.
Может, жить тебе стало бы проще
Через много промчавшихся лет?
За тобой не идут конвоиры, 
По утру не ведут на расстрел.
Для кого в этом сдвинутом мире
Песни ты свои звонкие пел?
Вот вспорхнула испуганно птица,
Выбирая свой хлеб из-под ног.
Что тебе в суете этой снится
На скрещенье путей и дорог?
Ты навеки теперь с поездами,
На стоянке автобус, такси.
Что пришло тебе снова на память,
И о чем ты меня попросил?
-Ты ведь помнишь, что в прошлом когда-то,
Свежим ветром врываясь в жизнь,
Бил в дабыл возбужденно Дулатов:
«О, казахи, народ мой, проснись!»
Что за странность в судьбе вековая:
Расплатившись за голод и джут,
К поездам, торопясь, Мыркымбаи
Все бегут и бегут, и бегут…
Абдрахман Досов
Слайд 14.
(Обзор книжной выставки «Беимбет Майлин – великий поэт Казахстана» и вручение методических пособий)


Список использованной литературы:

1. Аронова, Д. И будет где колени преклонить...: [Текст] в родном селе Беимбета Майлина начали ремонт мечети / Д.Аронова.; фото К. Вишниченко // Костанайские новости. -2013.-21 ноября. - С. 3
2. Дьячков, И. О героях Павлове и Сьянове и акыне Омаре Шипине [Текст] /
И. Дьячков // Костанайские новости. - 2010. - 13 апреля. - С. 5.
З. Его именем названа улица: [Текст] : [ Омар Шипин - народный акын ] /
ведущий полосы Р. Ильясов // Костанай. - 2009. - 24 сентября. - С. 12
4. Знаток поэзии и музыки [Текст] / полоса подготовлена Александрой
Сергазиновой, Айнур Антеевой // Костанай. - 2006. - 24 окт.
5. Наушабаев, Н. [Текст] // Казахстан: национальная энциклопедия: в 5 т. / гл.
ред. Б. Аяган. - Алматы, 2006. - Т.4. - С. 119
6. Рукописи не горят. Память о поэтах тоже [Текст] // Памятка посвященная
творчеству нашего земляка Нуржана Наушабаева / сост. А. Б. Антеева, Г. А.
Мухадосова, И. В. Шевко. - Костанай, 2006.
7. Шаяхмет, А. Возвращение поэта [Текст] / Акылбек Шаяхмет //
Казахстанская правда . - 2005. - 16 июля - С. 12
8. Наушабащшы, Н^ржан Алаш Олецдер мен толгаулар, такпактар мен
термелер, айтыстар, эндер, мысалдар, аудармалар. / Наушабайрш, Нуржан. -
Костанай : ЖШС Баспа Уш, 1997. - 191 б.










Комментариев нет:

Отправить комментарий