СП "Дружба"

О жизни и деяниях Би-ага

Литературный ракурс


Цели и  задачи: 
1. Знакомство с биографией Б. Майлина. 
2. Пропаганда литературного наследия Б. Майлина
3. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине.
4. Воспитание уважительного отношения к истории казахского народа.

Форма: литературный ракурс 

Оборудование: выставка 

Аудитория: читатели библиотеки 7-9 класс

Место проведения:  СП «Дружба»

Поэты не рождаются случайно
Они летят на землю с высоты
Их жизнь окружена глубокой тайной
Хотя они открыты и просты.

Ведущий: Сәлеметсізбе, кымбатты оқушылар! Здравствуйте! Мы рады приветствовать на на нашем мероприятии,  посвященном  120-летию со дня рождения казахсткого писателя, поэта, драматурга Беимбета Майлина. В литературе любого народа есть имена, которые знакомы не только своему народу, но и звучат далеко за ее пределами, являясь вершинами творчества, духовно-эстетическим идеалом народа. Одним из таких имен  является имя Беимбета Майлина, или, как его называли,  Би- ага.  Кто он, Беимбет? Каковы истоки его удивительной и трагической судьбы?

В далеком 1894 году в Дамбарской волости Кустанайского уезда Тургайской области, в урочище Актюбе (ныне село имени Беимбета Майлина Тарановского района Костанайской области) появился на свет мальчик, которого назвали  Беимбетом. Еще ребенком Беимбет лишился родителей и рос у бабушки Бойдас. Трудолюбивая, острая на язык женщина знала множество стихов, сама их складывала и передала внуку свою любовь к поэзии. «Моя бабушка, пристрастившая меня к  чтению, очень любила стихи, - вспоминает Майлин. Порою, с  улыбкой глядя на меня, она  говорила: «Айналайын,  в твое  отсутствие я сочинила песенку». Ее заветной мечтой было, несмотря на бедность, дать образование мальчику. И бабушка исполнила свою мечту. Беимбет обучался вначале в медресе Аргынбая-Хаджи, затем в школе «Уазифа» в Троицке, а впоследствии страстное желание продолжать ученье привело Майлина в Уфу в медресе «Галия», считавшееся высшим учебным заведением для служителей ислама. Из-за пошатнувшегося здоровья и нехватки средств на продолжение учебы Беимбет, оставив медресе, уехал лечиться в Троицк. Еще во время учебы он познакомился с передовыми представителями татарской и башкирской литературы Галимджаном Ибрагимовым, Мажитом Гафури, Сайфи Кудашем. А в Троицке судьба свела Майлина с редактором журнала «Айкап». Встреча с профессиональными литераторами - Мухамеджаном Сералиным и журналистом, поэтом Султанмахмутом Торайгыровым, еще больше усилила тяготение Беимбета к литературным занятиям. 
Но было у него еще одно большое желание. Учить детей было в то время долгом и делом чести для молодой казахской интеллигенции. И вернувшись в родной аул, Беимбет Майлин стал учителем, осуществив давнишнюю мечту юноши-батрака. Как говорил герой его рассказа: «Учитель должен быть началом всех добрых начинаний в аулах». Таким был Беимбет Жармагамбетович сам, такими стремился сделать всех аульных учителей. А все свое свободное время Беимбет отдавал творчеству. Первые стихи  и рассказы Б.Майлина появились в рукописном студенческом журнале «Садак». Творческий путь Беимбета Майлина начинался с создания поэтических произведений — первым стихотворением, опубликованным в периодической печати были «Думы» (журнал «Айқап», 1914, № 12). В стихотворениях «Черты мусульманина» (1912), «Нужда» (1913), «Скот» (1914), «Богатство» (1915), «Летний вечер» (1915) Майлин описывал свои раздумья о жизни, несправедливости, тяжёлой доле трудящегося народа.
                                   Чтец:      Думы мои! Нет границ вашей власти…
                                      Вы, моя скорбь, непокой и злосчастье.  
                                      И наяву и во сне вы когтями
                                      Рвёте неробкое сердце на части!
                                      Разве отринул я  воли стремление?
                                      Разве не проклял я долготерпенье?
                                      Разве я трус, пустозвон, лежебока?
                                        Думы, вы гордость моя и мученье
                                      Спорю я с вами, с меня не взыщите. 
                                      Совесть будите, но не клевещите…
                                      Зла моя кровь и душа не ленива
                                      Битва займётся – меня там ищите, 
                                      Людям простым я служу, а не баям
                                      И пастухам свои строки читаю.
                                      Мне ни чинов, ни почётов не надо
                                      Счастлив я тем, что аул просвещаю.
                                      Что пожелать мне бездольному люду?
                                      Жил бы без гнёта и тяжбы он
                                         Болен народ слепотою столетий – 
                                      Я, словно фельдшер, лечить его буду.

В 1923-1925 годах Майлин являлся сотрудником, редактором Кустанайской губернской газеты «Еңбекші қазақ». В 1926 году вступил в Компартию. В 1928-1932 годах работал литературным сотрудником, редактором газеты «Ауыл тілі», в 1932-1934 годах — заведующим отделом, редактором газеты «Социалистік Қазақстан», в 1934-1937 годах — редактором газеты «Қазақ әдебиеті». 
Событиям национально-освободительного восстания 1916 года посвящено стихотворение «Кровавый туман» (1916). Возлагая надежды на Февральскую революцию, написал стихотворения «В степи» (1917), «Казаху» (1917). Одним из первых казахских писателей отозвался на смерть В. И. Ленина стихотворением «Не рыдай, не плачь» (1924), ему также посвящено стихотворение «Ленин» (1925).
Беймбет Майлин создал  галерею ярких художественных образов, отражающих судьбу целого поколения. Среди его поэтических героев наиболее известен Мыркымбай,  имя, которого стало популярным     в народе. Отныне Мыркымбай – главный герой целого поэтического цикла, в котором автор прослеживает рост и становление  вышедшего из самых глубин казахской бедноты представителя  народа.
                         Чтец:     Встретил я Мыркымбая:
                                      -Как земляк, поживаешь?
                                      Как жена? Как ребята?
                                      И цела ль твоя хата?

                                      Он ответил мне чинно:                                      
                                      -Похвалиться брат, нечем,
                                      Вся надежда на сына…
                                      Подрастёт, будет легче.
                                      А пока, слава богу, 
                                      Бай пришёл на подмогу:
                                      Дал бычка мне без платы
                                      Дочку замуж засватал.
                                      В долг корову дал, лошадь
                                       Человек он хороший.
                                      Правда, лето проходит – 
                                      Я ж на байских угодьях
                                      Весь, скажу, измотался, 
                                      Сам без сена остался…

                                      -Глуп, же ты, как я вижу:
                                      Бай всего тебя выжал,
                                      Ты ж души в нём не чаешь,
                                      Всё его защищаешь.
                                       Обливаешься потом…
                                      На себя б поработал!

                                      -Разве сам я не знаю,
                                      Что служу Орынбаю!
                                      Всех брани тогда вволю,
                                      Всех, кто с нищенской долей.
                                      В дружбе с баем… так что же?
                                      Он мне родственник всё же, 
                                      Помогает, коль нужно…
                                      Надо жить мирно, дружно!

                                      … Время шло.
                                      Мыркымбаю не страшны стали баи.
                                      Он на каждом собранье
                                      Просит слова заранее:

                                       -Мы за баев стояли, 
                                      Защищали их племя, потому что 
                                      Не знали о свободе в то время.
                                      Хоть я родственник бая: 
                                      Знают пусть Мыркымбая, - разве мы позабудем 
                            Каковы баи люди!       
                                      И налог предлагаю я тройной с Орынбая!
                                      Тот, кто трудится честно
                                      Тот найдёт в жизни место!

Беимбет Майлин является автором более десяти поэм. Первый сборник поэм Майлина был издан в 1936 году под названием «Маржан». Среди написанных поэм: «Байская дочка» (1917), «Девушка Разия» (1919), «Беглянка» (1921), «Маржан» (1923), посвящённые трагической судьбе девушки-казашки в дореволюционном ауле, «Канай» (1928), «Сагындык» (1927), «Сказка старухи» (1927), описывающие Гражданскую войну и установление Советской власти в Казахстане. 
Майлин внёс большой вклад и в развитие в Казахстане жанра прозы, особенно рассказа. Первый его рассказ «Быль» был опубликован в журнале «Айқап» (1915, № 10). Среди написанных рассказов: «Восемьдесят рублей» (1918), «Равноправие бедняка» (1923), «Айранбай» (1924), «Буланый иноходец» (1924), «Оправданный труд» (1928), «Рыжая полосатая шуба» (1928), «Письмо Шапая» (1928), «Председатель колхоза Камиля» (1930), «Чёрное ведро» (1930), «Улбосын» (1930), «Мукыш, сын Арыстанбая» (1930) и другие.
Наиболее известной из всех его произведений является его первая повесть «Памятник Шуги», написанная в 1915 году, переработанная и вышедшая в 1922 году. В ней Майлин реалистично описал судьбу казахской девушки, вынужденной подчиниться обычаям. «Памятник Шуге» - о большой человеческой любви. Это повесть о молодых людях, полюбивших друг друга и встретивших непреодолимое препятствие со стороны старых обычаев. Красивая и умная девушка Шуга не переносит, что её любимого юношу Абдрахмана сажают в тюрьму и тяжело заболев, умирает. Повесть  с самого  начала захватывает читателя. Действие развивается быстро и динамично. Путники едут по осеннему джайляу. Вот места, где только недавно стояли юрты, била  ключом жизнь. Но аул уже откочевал, остались лишь холодные очаги. Разговор между путниками завязывается, когда перед ними вырастает холм, называемый Памятником  Шуге. На вопрос: «А что это за Памятник Шуге? Гора что ли?- человек с редкой  бородкой  немного удивленный, отвечает: «А вы что, не слышали ничего о памятнике Шуге?» «Вы ведь еще молоды. Откуда вам знать? А в свое время каждый малец в округе знал эту историю. Да-а…Шуга, Шуга!...». И он начал повествование об этой трагической истории… ,которую вы можете узнаете , прочитав повесть.
       Чтец:   На беду мне была красота дана,
Принесла только горе тебе она!
Но о нашем счастье мечтала я,
Твердо верила: наша судьба одна,
Я хотела, чтоб мною владел лишь ты.
О жестокий мир! Он разбил мечты.
Я из жизни земной ухожу одна,
Не увидев лица родного черты.
Пусть хоть последнее это письмо 
Напомнит  тебе о бедной Шуге.

 В дальнейшем в своих повестях Майлин неоднократно возвращался к проблеме равноправия женщины (повести «Коммунистка Раушан» 1923 года, «Берен» 1935 года). В повестях «Рассказ Амиржана» (1932), «Пятнадцать дворов» (1933), «На току» (1933) описана борьба за установление Советской власти в Казахстане, колхозное строительство.
Социалистические изменения показаны также в романе «Азамат Азаматович» (1935), который являлся первой частью задуманной трилогии, в 1935 году роман был переведён на русский язык под названием «Дочь казаха». Другие романы Майлина («Красный флаг», «Соседи», «Схватка») не сохранились, отрывки из них печатались в журнале «Әдебиет майданы» в 1932-1936 годах.
Майлин внёс также большой вклад в разработку и развитие в Казахстане различных жанров драматургии, им были написаны пьесы «Мулла Шаншар» (1916), «Обручение» (1926), «Протокол» (1929), Амангельды (1930, совместно с Г. Мусреповым), «Порядки Талтанбая» (1930), «Фронт» (1933), «Невестка и свекровь» (1934), «Жалбыр» (1935), «Наши джигиты» (1936) и другие.
Перу Б. Майлина принадлежит около двухсот пятидесяти поэтических, более ста прозаических и два десятка драматических произведений.  
Многогранно творчество Б.Майлина. Им написано около двадцати пьес и оперных либретто. При жизни Б.Майлина было издано более сорока его книг. Вышли в свет собрание сочинений писателя в четырех томах и шести томник на государственном языке.

Майлин известен также как талантливый очеркист и фельетонист. В сборнике очерков «На стройках гигантов» (1934) он отразил напряжённую жизнь советских людей в годы индустриализации, в сборнике фельетонов «Вырезки» (1924) он боролся с пережитками прошлого в сознании людей.
Говоря о Б Майлине, который занимает почётное место в казахской литературе, нельзя не сказать о том, что он внёс особый вклад в постановку первого казахского фильма. Фильм «Амангельды»  был поставлен по пьесе, написанной Б.Майлиным и Габитом  Мусреповым. Сделать художественный фильм было нелегко, так как было очень мало специалистов в области кинематографии. Написание первого  казахского фильма было поручено Б.Майлину и Г. Мусрепову, незадолго до этого была создана пьеса о жизни народного героя Амангельды, которая и послужила сценарием. Фильм должен был выйти на двух языках, к писателям присоединился Всеволод Иванов. Студия Ленфильм взялась снимать этот фильм. Весной 1937 года группа специалистов приехала в Алматы и приступила к работе. Главную роль в фильме сыграл опять таки наш земляк Елубай Умурзаков.  Но увидеть фильм Б. Майлину не удалось. В 1938 году жизнь Беимбета Майлина, полная литературных замыслов, самоотверженного труда, оборвалась на творческом взлете. Арест по обвинению в контрреволюционной, буржуазно-националистической, повстанческо-террористической деятельности, истязания на допросах и определение военной коллегии Верховного Суда СССР от 26 февраля, приговорившей Беимбета Майлина к расстрелу с немедленным исполнением приговора. Лишь в 1957 году определением Верховного Суда СССР от 16 апреля Беимбет Майлин был реабилитирован, приговор отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления. Вмсесте с ним пострадала и его семья: Гульжамал Майлина - жена Беимбета. Приговорена 21 июля 1938 года к пяти годам ИТЛ. У Гульжамал и Беимбета Майлиных было пять детей, когда арестовали Беимбета в 1937 году. Следом аресту подверглась и Гульжамал. Старшего сына Аукена отправили как сына «врага народа» в штрафбат, где он и погиб. Младших детей отправили в Семипалатинский детдом. После освобождения в 1946 году она долгое время искала детей, но вернуть удалось лишь четверых (сыновей Мереке,  Едыля и дочерей Разию и Гульсум).
Беимбет жил вместе со своими героями, он был их частью. Об этом есть хорошее стихотворение  Сичко.
        Чтец:   И каждый образ – чуточку ты сам.
Воспел ты быт любимого народа,
Донес до нас всю правду наголо,
Как от зари до самого захода
Не подымалось бедное чело.
Как измывались байские подонки
Над семилетним гордым  пастушком,
Как пусто было у тебя в котомке,
Как грезил в детстве байским пирожком.
Но не сломили беды Мыркымбая.
Заре навстречу вышла Раушан,
Жена Бекена, женщина простая,
Устои  предков смело разрушая.
Твои рассказы – вызов и надежда,
Твою Кульжан без слез нельзя читать.
Как из-за хлеба и простой одежды
Пришлось ей  к баю от семьи бежать.
Как день за днем по крошке собирала,
И вот заветный этот час настал.
А смерть давно к себе родных забрала,
На этот раз ее никто не ждал.
Ты испытал и радость, и смятенье
Как твой Жалбыр, Ефим, батрак Досан.
Твоя судьба и их – одно сплетенье
И каждый образ – чуточку ты сам.
Ты – летопись колхозного аула
С моралью новой воспевал прогресс.
Тебя пугали круглым оком дула, 
Но ты не струсил, напролом полез!
Воспел ты быт любимого народа
Донес до нас всю правду наголо.
Уж сколько лет царит у нас свобода,
И краше стала Родина – село.
У берегов реки твоей, Аята
Родная степь, любимая до слез.
Здесь в каждом доме чтут и помнят свято,
Кто славу краю этому принес.

Беимбету и его творчеству посвящали не только стихи. К 110-летию писателя в издательстве «Галым» вышла книга Тохтара Беискулова, название которой можно перевести как «Муки лихолетья». Эта книга по сути – творческая биография Беимбета Майлина, основанная на редких документах, изысканиях, исследованиях, воспоминаниях. Автор в деталях поведал о нелегком жизненном пути Беимбета – с ранних сиротских лет до застенков НКВД и трагической гибели. Также автор анализирует все произведения Майлина, шаг за шагом освещая его творческий путь в контексте времени и судьбы народа.
Имя писателя, его творчество вернулись к людям. Казахское народное изречение «Ай-ортак, кун-ортак, жаксы-ортак» гласит, что «луна, солнце и прекрасный человек принадлежат всем». Замечательный писатель, человек большой души Беимбет Майлин навсегда принадлежит народу. Вот как написал о нем костанайский поэт Акылбек Шаяхмет:  
        Чтец:   Как и тогда, Тобол течет сквозь лето, 
И солнце обнимает Беимбета. 
Носил он гордо жизненную ноту, 
Достойную великого поэта, 

Его припомнив, тополь серебристый 
Дыханьем ветерка качает листья. 
Как будто бы вчера, сам Би-ага 
Здесь отдыхал под кроною тенистой. 

И мне пришлось расти в  степи широкой 
И с детства познавать ее уроки. 
Не знал бы я величия степи, 
Когда твои бы не читал я строки. 
Ты ввысь взлетел – рукою не достать,
Такой полет лишь соколу под стать.
И, словно сокол, ты в гнездо родное
К нам возвратился, Би-ага, опять!

Список литературы:
1. Бельгер, Г. О жизни и деяниях Би-Ага [Текст]  / Г. Бельгер // Простор. – 2004. -№11.-С. 185.
2. Дьячков, И. Славные патриоты  моей Родины / И. Дьячков. – Костанай: Костанайский печатный  двор, 2009. – 296с.
3. Майлин Беимбет  [Текст]  // Литература Казахстана. Энциклопедический справочник. – Алматы: ТОО «Аруна», 2010. – С. 327.
4. Майлин, Б. Рыжая  полосатая шуба [Текст]  /Б. Майлин : Повести и рассказы. Пер. с каз. Г. Бельгера и Ю. Домбровского. -  Астана: Аударма, 2009. – 472 с.
5. Материалы Интернет –сайтов.
6. Шаяхмет А.  Гуси – лебеди летят: драмы, стихи, статьи. / Акылбек Шаяхмет. – Алматы: «Қазығурт» баспасы»,  2011. – 384 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий