СП "Западный"

«Даётся жизнь один лишь раз!»Раритет литературный

                                                    
Цель: Сформировать  знания об основных фактах биографии Б. Майлина. Вызвать уважение и интерес к произведениям автора. Создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, книги, периодические издания,  тематическая полка, закладка. 

Категория участников: ККСО студенты 3 курса

     Вед: Сәлеметсіздер ме, құрметті оқушылар! Біз сіздерді бізді? кітапханамызда көргенімізге өте қуаныштымыз.  Добрый день! Тема нашего мероприятия: «Даётся жизнь один лишь раз!» посвященное  120 летию со дня рождения Б. Майлина, классика казахской литературы, поэта, прозаика и драматурга.
Презентация: «Вдали от пышного почета »
Слайд 1
Вед:
Тобол течет сквозь лето, 
И солнце обнимает Беимбета. 
Носил он гордо жизненную ношу, 
Достойную великого поэта, 
Его припомнив, тополь серебристый 
Дыханьем ветерка качает листья. 
Как будто бы вчера, сам Би-ага 
Здесь отдыхал под кроною тенистой. 
Я тоже рос в груди степи широкой 
И с детства познавал ее уроки. 
Не знал бы я величия степи, 
Когда твои бы не читал я строки. 
С твоим, ага, героем Мыркымбаем 
В одном строю уверенно шагаем. 
Потомки Раушан, Шугы, Жалбыра, 
О светлой жизни мы стихи слагаем. 
Ты ввысь взлетел — рукою не достать, 
Такой полет лишь соколу под стать, 
И словно Сокол, ты в гнездо родное 
К нам возвратился, Би-ага, опять!

     Эти слова костанайского поэта Акылбека Шаяхмета посвящены известному казахскому писателю, нашему земляку Беимбету Майлину.
Вед: 
    Беимбет Жармагамбетович Майлин родился в 1894 году в Тургайской области Кустанайского уезда, в урочище Актюбе, на берегу реки Аят, в семье бедного скотовода. Лишившись отца в двухлетнем возрасте, будущий писатель воспитывается матерью-батрачкой и бабушкой Бейдас. Трудолюбивая, острая на язык женщина знала множество стихов, сама их складывала и передала внуку свою любовь к поэзии. Ее заветной мечтой было, несмотря на бедность, дать образование мальчику. И бабушка исполнила свою мечту. Много пришлось испытать маленькому пастушонку, с семи лет ему пришлось батрачит у бая Мухамжары. К счастью, мальчика окружали добрые люди. Уже будучи известным писателем, Майлин с любовью вспоминал свою бабушку Байдас. Бабушка, мечтавшая о моей учёбе, любила поэзию и нередко говорила: «Дитя моё, в твоё отсутствие сочинила песенку». Мальчик рос пытливым и любознательным.
Слайд 2
         Вед: Несмотря на нужду, в 1910 году бабушка отдала внука на два года в аульное медресе, затем он учился в Троицке, в школе Уазифа, в медресе Галии в Уфе. С юных лет у Беимбета было особое стремление к учебе. Повзрослев, он поступает в медресе в г. Уфе, где учились многие его сверстники-казахи. В медресе учащиеся изучали религиозные предметы, зубрили назидания, хадисы Корана, а Беимбет нашел еще время для изучения русского языка. При медресе существовала четырехклассная русская школа. Беимбет охотно посещал ее. И вскоре начал читать в подлиннике произведения русских классиков Л. Толстого, Н. Гоголя, А. Чехова, М. Горького и В. Короленко. Особенно увлекся творчеством Чехова. Его первое произведение «Памятник Шуге», опубликованное в журнале «Садак», признали весьма удачным. К сожалению, творческая радость юноши была омрачена его болезнью. Беимбету, проучившемуся полтора года, пришлось лечиться в Троицке.
Слайд 3
 По счастливому стечению обстоятельств он здесь встретился с редактором журнала «Айкап» Мухамеджаном Сералиным, а также работавшим в издании Султанмахмутом Торайгыровым, впоследствии ставшим одним из виднейших казахских писателей. Встреча с профессиональными литераторами еще больше усилила тяготение Беимбета к литературе. Из Троицка Майлин возвратился в родной аул, где стал учить казахских детей. 
В свободное время активно занимался творчеством. Его произведения, рассказывающие об аульной жизни, публикуются в этот период во многих газетах и журналах.
Слайд 4
         Первый поэтический сборник Б. Майлина вышел в 1923 году. В поэзии Б. Майлин создал галерею образов трудовых людей. Самые «болевые» вопросы 20-30-х гг. получили своё художественное воплощение в творчестве писателя. Появление первых тракторов, машин, поездов, организация колхозов, строительство заводов и фабрик, равноправные взаимоотношения между людьми запечатлены автором как доселе невиданное чудо, потрясшее воображение. В стихотворениях «Аул цветёт - мы цветём», «С праздником» поэт славит труд, обновление и, что особенно важно, утверждает единство всех людей республики, первооснову аула, земли-колыбели и кормилицы. Новые веяния в ауле им воспринимаются как предвестники всеобщего счастья и изобилия. Б.Майлин создал галерею ярких художественных образов, отражающих судьбу простых людей своего поколения. Уже в одном из первых стихотворений цикла (цикл состоит из 20 стихотворений и двух поэм) «Маркымбай» (1922) поэт показывает, как у его героя исподволь зреет протест против несправедливости. Последней каплей, переполнившей чашу его терпения, явилось решение аульного старосты. Маркымбай уверен, что он прав, и поэтому на просьбы испуганного отца извиниться перед старостой отвечает решительным отказом. Различные жизненные ситуации, в которых попадает Маркымбай - вначале покорное подневольное житие, глухое недовольство, открытый протест, затем чувство хозяина на своей земле и т. д. - все это позволяет писателю проследить становление новой личности. Сталкивается ли Мыркымбай со старостой или муллой, участвует ли в пределе пастбищ богачей, трудится ли на свое клочке земли, садится ли за Руль трактора - мы видим человека из самой гущи народа, наделенного острым умом, настойчивого и трудолюбивого.
        В стихотворении « Но, мой пегий конек!» Маркымбай насмехается над уходящей в прошлое стариной. Образная система этого стихотворения подчёркивает специфику «крестьянского» мышления героя. Да и само название стихотворения звучит буднично, по-крестьянски. Крестьянин работает в поле, за плугом и обращается к коню: «Но, пегий мой конек, смотри какой денек!» Весенний день год кормит, и не след ему, труженику и кормильцу, в такой погожий день прохлаждаться, как делают те, кто участвует в пустых празднествах. Здравый ум человека из народа подсказывает ему, что угрозы религиозных фанатиков о страшной каре на том свете вряд ли правда.
Радостно, почти торжественно звучит стихотворение «Дай руку, Мыркымбай» (1926).Поэт и герой присутствуют на празднике труда и видят плоды своих рук. В стихотворении звучит не только радость, но и призыв к свершениям. Труд для поэта - высшее мерило достоинства человека, ибо только труд создает богатства земные, богатства материальные духовные. «Доля счастливая твоя,» «путь к солнцу» определяются только трудом, порядочностью и на этом пути авторское выражение «Руку дай на вечно, друг мой Мыркымбай!» звучит как клятва верности. Поэт любит своего героя. Сердечно, с доброй улыбкой и мягким юмором рассказывает он о его делах.
Слайд 5
         Хотя духовная эволюция образа человека из народа в те годы привлекала многих писателей (Шокпыт у Сабита Муханова, Ер-Шоин у Габидена Мустафина и др.), но Мыркымбай отличается естественностью и типичностью.» Мыркымбай - собирательный образ, позволивший поэту воспроизвести реальные события переломного времени» В лице Мыркымбая, как в зеркале, отразились изменения в миропонимании аульных бедняков. В него поверили, как в реально существующего человека, который может прийти на помощь в трудную минуту. Так, позднее, уже в годы Великой Отечественной войны, широчайшие круги читателей поверили в Теркина и полюбили его» - писал поэт К.Жармагамбетов.
Слайд 6
            Вед: Проза Б.Майлина, как и его поэзия, всеми корнями связана с бурным временем 20-30-х годов. Тот круг проблем, которые нашли отражение в его поэмах и стихотворениях, вновь становится объектом пристального внимания писателя. Духовное пробуждение простых людей, изменение их мироощущения и мировосприятия - центральная тема его рассказов и повестей. Он с чувством особого удовлетворения описывал новое общественное положение женщин, что, по мнению писателя, привело к обновлению их психологии, осознанию себя деятельной и равноправной личностью ( повести «Коммунистка Раушан», «Волостная Культай»). Скупыми, но точными мазками рисует художник жизнь своих героинь вот, сплетничая, сидят кумушки у очага и варят мыло. Вот важно беседуют седобородые аксакалы. Вот и первое собрание в ауле. За этой будничностью незаметно, подспудном зреет недовольство, которое выльется потом в столкновении людей различных социальных позиций.
Слайд 6 
         Доброй, пытливой Раушан, как и Культай, хочется найти свое место в жизни, они обе тянутся к свету. Разговоры о счастье заставляют трепетать их сердца. Они напряженно вслушиваются в мир звуков, в голос времени. И кажется им, что это звучит их голос, волнуются их исстрадавшиеся сердца. Многое теперь им видеться по-другому. Прекрасна весенняя благоухающая степь: алые маки и тюльпаны усеяли поля, а небо такое синее - синее. Впервые в жизни Раушан так радостно воспринимает весеннюю степь. Эти образы - широкое социально-психологическое обобщение значительной части женщин 20-30-х годов. «Памятник Шуги» (1913)-одна из лучших повестей Б. Майлина, где проявился его талант психолога и певца родной земли, взволнованное повествование о трагической судьбе юных влюбленных. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»  с трогательной прямотой восклицал сам суровый Шекспир.
        «Воспоминания о плачевной судьбе Лизы, бедная Лиза. Ах!» - лил слёзы нежной скорби не менее суровый Карамзин.
 «Тот курган!… Ах, Шуга, Шуга!» с сердечной болью повествует и Майлин. 
Вед:
Как передать светлый мир чувств, поэзию юности? Как передать ту весну, то росистое утро, изумруд зелени, ядреный воздух, когда птицы исходят радостью от восходящего солнца? И, кажется, только счастье ждёт тебя, и вдруг -накатываются тёмные тучи, закрывают горизонт, ты задыхаешься, ядовитый туман забирается в лёгкие, в каждую клеточку, ты изнемогаешь… 
Под напором грубой, злобной силы гибнет Шуга, ввергнут в пучину горя Абдрахман. Повествование ведется от лица аульного джигита-свидетеля трагических событий, происшедших в его молодые годы, когда он близко знал Абдрахмана и Шугу. И вот теперь, много лет спустя, проезжая мимо памятника Шуги, взволнованный до глубины души, рассказывает он своему молодому спутнику горькую историю, случившуюся здесь. То и дело в ходе повествования звучит взволнованный голос рассказчика, дающего оценку людям и событиям. Близкое знакомство рассказчика с действующими лицами позволяет раскрыть их как бы изнутри, живо и зримо. Молодой писатель с таким проникновением описал светлый мир своих героев, их незамутненное чуство, что целые поколения читателей воспринимали образ Шуги как символ чистоты и верности.
Слайд7 
        Кисть писателя разнообразна и пластична: то эпически повествовательный тон, то лирически взволнованный, но всегда реалистически выдержанный. Майлин известен как мастер красочной, точной детали. Возьмем, к примеру, образ Бекена, мужа Раушан (повесть «Коммунистка Раушан». Нерешительный, легко поддающийся внушениям, он как бы подчеркивает деятельную, активную натуру жены. Пришли другие времена, меняется мир, изменяются представления, быт людей, но Бекен живет старой моралью. Домостроевские устои гласили: «В доме муж все, жена - ничто». И Бекен, уступающий Раушан и волей, и умом, командует в семье, желает вместо нее управлять волостью. Подстрекательства богатый соседей придают ему еще больше спеси. Забрав печать у жены, он начинает ставить ее, как попало, показывая, что муж-первое лицо на селе, за что потом тяжело расплачивается.
         Сквозь тревогу и боль у писателя часто высвечивается мягкий юмор, придающий его произведениям особую привлекательность. Описывается ли вечерний аул или сплетничающие кумушки, всегда находятся смешные детали, которые заставляют искренно улыбаться, узнавать что-то знакомое, близкое.
Обычно неразговорчивый Беимбет Майлин (его часто называли Би-ага), высказывая в 1934 году перед молодежью свои сокровенные мысли о литературном творчестве, о художественной правде, об обращении с языковым богатством народа, на вопрос «Как вы добиваетесь удивительной точности речи ваших героев?» ответил: «Я не выдумываю своих героев. Беру их из жизни. Они мне хорошо известны — их речь и манера, их одежда, их походка и привычки. Совсем немножко добавляю от себя».
«А что?» — попросили его уточнить.
«То, чего не видно простым глазом, — мысли и чувства героя», — последовал ответ.
«Реализм и профессионализм в нашей прозе в подлинном смысле этих слов более чем кем-либо с другим связаны с именем Майлина. Это он был нашим первым прозаиком-художником — и как непревзойденный рассказчик, и как мастер крупной формы в прозе», — так отозвался Габит Мусрепов о большом мастере художественного слова.
         Майлин внёс также большой вклад в разработку и развитие в Казахстане различных жанров драматургии, им были написаны пьесы «Мулла Шаншар» (1916), «Обручение» (1926), «Протокол» (1929), Амангельды (1930), совместно с Г. Мусреповым), «Порядки Талтанбая» (1930), «Фронт» (1933), «Невестка и свекровь» (1934), «Жалбыр» (1935), «Наши джигиты» (1936) и другие.
Тематическая полка: «Лежат пути через страницы книг» 
Слайд 8
Вед: Можно только поражаться творческой работоспособности Беимбета Майлина, в период 1923–1937 гг. выпустившего 55 книг. Прожив всего 43 года, он успел написать несколько романов, 10 повестей, 15 поэм, много стихов, очерков, фельетонов, 20 пьес, либретто и сценариев. Такие крупные полотна прозы, как «Азамат Азаматыч», «Соседи», «Красное знамя», «Схватка», написанные в начале тридцатых годов, привлекают яркой образностью, сочными красками, живыми искрящимися диалогами.
Активная творческая деятельность Беимбета Майлина принесла ему заслуженную славу. В 1932 году общественность Казахстана торжественно отпраздновала двадцатилетие писательской деятельности Б. Майлина. Это был один из первых литературных юбилеев в республике.
Слайд 9
         Многогранно и всеобъемлющее творчество Б. Майлина. Им написано около двадцати пьес и оперных либретто. Его пьесы «Фронт», «Шуга», «Порядок Талтанбая», «Мулла Шаншар» и сейчас идут на сценах театров. Б. Майлин был соавтором сценария первого казахского художественного фильма «Амангельды».
           Б.Майлин, как и большинство его современников, жил интересами времени. Понимание литературы как голоса народа, как его заступника было для писателя неоспоримо. Почти весь творческий потенциал писатель отдал служению новым идеалам, искренне веря, что наступит светлое будущее. Но, как и многие люди своего поколения, попал под молох сталинских репрессий, став жертвой беззакония.
Слайд 10
               В 1937 г. Майлина объявляют врагом народа и 25 февраля 1938 г. приговаривают к расстрелу.  Трагически оборвалась жизнь и творческий путь писателя, в литературном наследии которого около 250 поэтических, более 100 прозаических и 20 драматических произведений.
             Доброе имя Беимбета Майлина было посмертно реабилитирован     восстановлено в 1957 гoдy после реабилитации. Его книги вернулись к читателям и снова радуют их сердца. Память об одном из основоположников казахской литературы жива. 

«В тучах бед и сияньи побед,
Я судьбой своей связан с тобой
Если плачешь ты – плачу и я,
Твоя радость – радость моя»
Слайд 10-14
            Беимбет Майлин - талант, рожденный народом, один из основателей прозы в казахской советской литературе, жанра художественного рассказа. Его именем названы аул, гимназия в Тарановском р-не, улица г. Костаная. На привокзальной площади обл. центра Б. Майлину установлен памятник, на здании редакции газеты «Қостанай  таңы» открыта мемориальная доска, в честь 100-летнего юбилея в родном ауле писателя установлен памятник. Союз писателей Казахстана за достижения в литературе присваивают премию им. Б. Майлина.





Список использованной литературы:

1. Казахская ССР: краткая энциклопедия [Тест]  / Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. - Алма-Ата, 1991. - Т. 4.
2. Каратаев, М., Наурызбаев, Б., Дуйсенбаев, М., Основоположники казахской советской литературы [Тест]. – Алма-Ата, 1894. - С. 28.
3. Майлин,  Б. Дай руку, Мыркымбай! [Тест]. - Алматы: Жалын, 1985 
Майлин, Б. Премия за вранье [Тест] / Пер. И. Баукова // Антология казахской детской поэзии. - Алма-Ата: Жалын. 1983. -С.173-174.
4. Майлин, Б. Рыжая полосатая шуба [Тест]: Повести и рассказы.  - Астана: Аударма, 2009.- 472 с.
5. Майлин, Б. Памятник Шуге [Тест] : Рассказы. - Астана : Аударма, 2003.- 88 с.
6. Интернет-ресурс




Комментариев нет:

Отправить комментарий